Деревенька у бора...
Деревенька Верхняя Чулымка расположена в такой местности, что самой природой как бы предназначена быть дачным поселком. В таком виде она и пребывает в настоящее время (находится совсем близко от города, по дороге от плотины Назаровской ГРЭС всего 6 км). Рядом с домами, буквально за огородами, шумит на ветру густой сосновый бор, недалеко Чулым. Поляны, луга, покосы... Прекрасное место для летнего отдыха, огородничества, рыбалки...
— Но вообще-то тут были планы животноводство развивать, — словно угадав мои мысли, начинает свой рассказ глава Дороховского сельсовета Григорий Георгиевич Анисимов. — Хотели население занять работой, прилегающие площади использовать. В советское время тут собирались откормплощадку для скота открыть. Потом уже в перестроечное время приезжали сюда две семьи Хаяровых из Бирилюсского района, хотели фермерское хозяйство создать, построили два дома. Но времена были тяжелые, средств не хватило, развиваться они не смогли, пришлось им уехать потом. После этого уже никто не пытался здесь хозяйствовать, в основном только дачи строили.
А между тем когда-то, на заре века минувшего, это поселение и возникло именно с целью организации сельхозпроизводства. История его появления в этом месте такова. Несколько семей перебрались из Дорохово через Чулым и решили организовать свою артель (она так и называлась потом — «Артель»). Это были семьи Карабановых, Киселевых, Яковлевых, Карташовых, Сучковых и др. Построено было 12 домов. В «Артели» занимались рыбалкой, сбором грибов и ягод и, конечно, пахали, сеяли, разводили скот. Построили водяную мельницу. Дороховцы по льду и на пароме везли сюда молоть зерно (мельник Кузьма Сучков, позже был раскулачен). Это были, по-видимому, наиболее благоприятные для данного поселения годы. Шло развитие. В 1928 г. была построена школа, которая просуществовала до 1966 года (число учеников доходило до 50, а проживало в деревне до 300 человек). Но пришли вредна, когда «Артель» соединили с Коминтерном, другим колхозом, — стал один колхоз. Примечательно, что после объединения дела в деревне пошли хуже, и люди потихоньку стали разъезжаться. Постепенно все стало хиреть, и вопрос «захудания» был, как говорится, делом времени. И, действительно, со временем никакого сельскохозяйственного производства здесь не стало, развитие полностью остановилось. Селиться тут стали только дачники. Глава Дороховского сельсовета Г. Г. Анисимов эту ситуацию, конечно, знает и старается помочь живущим здесь. Водоснабжением вот сейчас занимается.
— В прошлом году водонапорную башню в деревне поставили, — продолжает рассказ Григорий Георгиевич. — Но дебит воды оказался очень мал, нужны дополнительные затраты, чтоб она нормально заработала. В нынешнем году продолжим этим заниматься, доведем дело до конца. А в настоящее время люди пользуются водой из колодцев. Школьников здесь проживает только двое, на учебу их возят в Бор. Кое-кто из жителей работает в городе, на своем транспорте туда ездят, а в основном люди заняты на работе по обслуживанию оздоровительных лагерей «Достоинство»(Назарово) и «Сокол» (Ачинск). Больше тут работать негде. Хлеб, продукты питания жители могут купить в киоске «Сокола», кто-то заказывает себе продукты через молодых. Мы пытались привлечь сюда предпринимателей, чтоб товары первой необходимости, хлеб привозили, но никто не берется. Невыгодно, спрос слишком небольшой. А деньги предприниматели считать умеют. Конечно, Верхчулымку мы не забываем, что в силах, делаем, помогаем. Зимой транспорт отправляем на чистку улицы. Со мной постоянно находится на связи староста деревни В. Н. Воропаев, если что нужно срочно, он сразу мне сообщает. Дорогу от плотины обслуживает ДРСП, сейчас ее разбили, но потом приведут в порядок, в оздоровительные лагеря детей нужно будет возить. Ну а в деревне улицу потом, когда подсохнет, мы прогрейдируем, порядок поддерживаем. Электроэнергией деревня обеспечивается с подстанции. Служебный автобус тут из Ачинска в «Сокол» ходит, на нем можно доехать до лагеря. Так что автобусное сообщение в общем-то есть, но хотелось бы получше этот вопрос решить. Летом народу в деревне прибавляется, все дачники приезжают семьями, отдыхающих немало, Верхчулымка оживает, а вот зимой труднее: топить печки надо, со снегом бороться...
В справедливости этих слов вскоре пришлось убедиться воочию. Поехали мы по деревенской улице (можно считать, что она тут одна), около многих домов лежали еще горы снега, проехали в конец улицы Чулымской. Здесь, в доме №40, живет с женой Тамарой Родионовной Юрий Петрович Карпов (1936 г.р.). Его можно считать старожилом деревни, он тут уже 33 года (с 1978 года)... Познакомились, разговорились... Раньше он жил и работал в другом районе нашего края, в совхозе трудился трактористом, комбайнером, шофером, слесарем на ферме. Потом переехали с женой (она работала в совхозе техником искусственного осеменения) сюда. Юрий Петрович 16 лет отработал кочегаром в пионерском лагере, который тут рядом расположен. Всего трудового стажа у него 44 года! Раньше держали они свое хозяйство, скот, птицу, сейчас сил на это уже нет. Дрова-то и то Юрий Петрович с трудом заготавливает (когда-то укусил его клещ, болел после этого). У Ю. П. Карпова с женой две дочери, четверо внуков. Светлана живет далеко, в Амурской области, в поселке Бурейской ГЭС, а Лариса поближе — в Дивногорске, летом внуки оттуда иногда приезжают.
Юрий Петрович и Тамара Родионовна вместе живут уже более 50 лет. Примечательно, что у Тамары Родионовны тут же, по соседству, еще две сестры живут. Мы к ним тоже сходили, побеседовали, попросили сфотографироваться. Марии Родионовне 84 года (муж Василий Рыженков умер давно, еще в 1987 году), с ней живет сын Александр, у него четвертый год как ноги после инсульта отнялись. Только на коляске передвигается. Вот ухаживать за ним ей приходится. А другой сестре, Надежде Родионовне Ильиной, идет уже 86-й год. С ней тоже сын живет, Виктор Николаевич (58 лет), помогает по хозяйству, снег убирает, воду возит, печку топит. Еще племянник Геннадий Бакулин навещать приезжает, тоже помогает.
Когда сестры с семьями сюда, в Верхнюю Чулымку, приехали в конце 70-х годов прошлого века, работать устроились в п. Бор, в больницу санитарками. С этой работы и на пенсию ушли. Надежда Родионовна потом еще 6 лет в пионерском лагере «Огонек» работала. Во дворах у всех трех сестер порядок, снег убран, поленницы дров загодя заготовлены и сложены у штакетника. Живности, правда, кроме собак и кошек, никого уже не держат, годы не те. Тут бы со снегом да углем справиться.
— Мы тут в деревне только и есть давние постоянные жители, — рассказывает Тамара Родионовна. — Еще Антонина Филипповна Карташова давно живет, ей 70-й год идет, к ней сын приезжает, помогает. А остальные в основном дачники, мы их так называем... Держимся вместе, своими семьями, как можем, помогаем друг другу. Продукты покупаем в киоске «Сокола» или в город ездим. Зиму вот пережили, а летом жить легче. Огороды начинаются, зелень кругом. Здесь у нас красиво, места-то хорошие... Луга, лес...
В Верхней Чулымке, как сказал мне глава Дороховского сельсовета Григорий Георгиевич Анисимов, прописано 87 человек. Для деревни это вроде бы не так уж и мало, но, конечно, тех, кто живет более-менее постоянно, здесь намного меньше. А главное, нет тут никакого сельскохозяйственного производства, а значит, и перспектив в этом отношении у деревни нет. Поэтому и «дачники»... Кстати, дачи тут у многих основательные, в кирпичном или брусовом исполнении. И выходит, по всему, быть деревеньке и далее только дачным поселком. Рядом с городом. Удобно, и место замечательное.
Александр ГЕОРГИЕВ