Новоалександровка: былое и настоящее
До Новоалександровки от Московки (поворот от шоссе через Медведск) почти 7 километров. Дорога идет все время в гору, дорога хорошая. Замечаешь, как быстро места меняются... Полей здесь уже не встретишь. Перелески, леса... Поднимаемся все выше, потом чуть спускаемся... И вот первые строения Новоалександровки. Деревня встретила нас почти новыми кирпичными стенами былых зданий, но почему-то крыш на них не было... Потом местные жители рассказали, что, когда закрыли леспромхоз, всё отсюда потащили. Стали разбирать крыши, снимать плиты перекрытий. Много чего увезли тогда, в том числе и клуб из бруса, который разобрали. Сейчас от него осталась только часть кирпичной кинобудки. Школы тоже теперь здесь нет. В ее одноэтажное длинное здание и перебрались в настоящее время кое — какие службы... — в лице одного человека.
Ковырзенкова Елена Александровна встретила нас в своем кабинете. Она и библиотекарь (в этом же здании маленькая библиотека), и, можно сказать, соц- работник. Записывает на очередь, если кому-то надо съездить в п. Степной (в больницу, магазин), оттуда приходит несколько раз в неделю УАЗик (сельская администрация). Короче говоря, держит связь с людьми. Медпункт в деревне тоже не постоянный. Школьников теперь возят учиться в п. Степной.
Новоалександровка в настоящее время — это две короткие улицы: Зеленая и Школьная. Хотя по территории разброс немалый: то там, то там что-то расположено. Все это — следы большого леспромхоза. Начали создавать его здесь в середине 60-х годов прошлого века (1965-66 гг). Много строили жилья для своих рабочих (двухквартирные дома из бруса), построили столовую и другое. Была своя пожарка. В 70-е построен клуб, в эти годы открыт детсад (было три группы детей, это около 70-ти ребятишек). Чуть ранее, в 1970г, построили школу (восьмилетку), в ней училось до 120 учеников. В этом же году построили ларек, большой кирпичный магазин появился к 1980-му году. Одним словом, развитие шло. А в 1996 году леспромхоз перестал существовать и все рухнуло. «Спасибо, что нас взял В. А. Исаев, — говорят сейчас люди. — А то бы работы вообще никакой никому не было». Мы побывали потом на пилораме. Работу тут имеют до двух десятков человек, в том числе и женщины.
А когда леспромхоз работал (заготовка и переработка леса), делали тут тарную дощечку, бочковую клепку, стружку (применялась для упаковки фруктов, шла на подстилку в зверофермы, в основном посылали ее в другие республики). Когда леспромхоз процветал, численность коллектива доходила до трехсот человек. Было более десяти трелевочных тракторов, заготовкой леса занимались пять бригад. Четыре бригады работало на пилораме. Имелся парк автомашин (ЗИЛ -130, ЗИЛ -131) - до 20-ти.
— Когда я приехал сюда в 1966 году, — рассказывает старожил села, ныне пенсионер Владимир Ильич Швецов, — пилорама небольшая была возле Агаты. Вскоре загорела она, и стали строить капитальные цеха. Потом было два пилорамных цеха, два тарных цеха, два шорстных цеха. Производство не маленькое. В 70-е директором работал Василий Куприянович Горжий, потом Федор Степанович Бондаренко, еще Николай Александрович Рукин. Главным инженером был Николай Иванович Залетаев, он нынешнюю дорогу отсыпал, его заслуга. Рукин много хорошего делал. Дорогу ремонтировал, отсыпал, лес людям выписывал на строительство жилья, построек. Мастерами работали Екатерина Рукосуева, Наталья Анисимовна Маринкина (и сейчас живет в деревне).
Стали вспоминать все вместе далее (дело было в кабинете Е. Ковырзенковой). Первым в новом леспромхозе родился Сергей Шуваев, его отец Юрий Шуваев работал тогда на лесовозе. А Сергей сейчас трудится в родной деревне трактористом. Из старожилов вспомнили ныне живущих в деревне: Петра Антоновича Колчанова (работал трактористом), бывших станочниц Екатерину Ивановну Кузнецову, Валентину Григорьевну Тарасову, Нину Марковну Верещагину, Валентину Федоровну Антипину, лесоруба Владимира Афанасьевича Федорова, тракториста Николая Егоровича Фуникова, наблюдателя гидрометеослужбы на реке Агата Анну Михайловну Лавшонок...
Когда потом встретились с Анной Михайловной, она и поведала кое-что из истории этого поселения. Оказывается, была у деревни и другая история... Называлась тогда деревня Апександровкой. Первые ее поселенцы занимались лесозаготовками (землепашеством здесь никогда не занимались, только огороды имели), жили дарами тайги, добывали зверя, ловили рыбу. Появились здесь люди давно, еще вроде в девятнадцатом веке. Рубили избы, охотились, собирали грибы, ягоды. Постепенно деревня разрасталась. В начале двадцатого века она была уже заметным поселением. За деревней в Медвежьем логу мыли золото. Была школа. Построили церковь с тремя главками (в архиве есть ее фото 1940 года), в доме напротив жил священник. Существовала промартель, была кузница, делали дуги, телеги, сани, кадушки, занимались заготовкой леса, выжегом извести. В годы Великой Отечественной войны заготавливали черемшу, грибы, солили в бочках, отправляли на нужды фронта. Потом, после войны, все как-то пришло в упадок. Производство не развивалось, люди стали разъезжаться. Анна Михайловна Лавшонок приехала сюда в 1957 году, жителей было уже очень мало. Она стала наблюдателем от Ачинской гидрометеослужбы на реке Агата, а муж Александр Сергеевич Лавшонок — лесником, позже потом работал на пилораме (он умер 13 лет назад).
Сейчас Анна Михайловна живет в доме (ул. Зеленая, 1), который строили они сами. Он еще крепок, есть огород. Садит картошку. Живность, как мне сказали, в деревне держат далеко не все. И то это куры, поросята, реже скот... Навею деревню сейчас всего несколько дойных коров. Видимо, само производство, связанное с заготовкой и переработкой леса, накладывает свой отпечаток на сознаниелюдей. Кстати, это характерная черта леспромхозовских поселений. Здесь не надо беспокоиться о выращенном урожае, сеять, пахать. Отработал в цехе, на пилораме, получил заработанное и покупай, что захочешь, — вещи, продукты... Так зачем заниматься хозяйством, выращивать скот. Гораздо проще купить уже готовое.
Сейчас в деревне немногим более ста жителей. Но даже и на такое небольшое количество приходится немало тех, кто торгует спиртным. Жаловались женщины: одолели торговцы спиртным. Мужики попивают. Понятно, когда есть соблазн, устоять люди не могут. Из-за этого в семьях ссоры, распри... А как с этим бороться, говорили мне, когда у торговцев совести нет... Такие не думают о том, что отвечать за зло придется, может быть, их детям, внукам...
В деревне работают сейчас две пилорамы, все это в составе стройотдела ЗАО «Назаровское». Занимаются заготовкой леса, производят брус, пиломатериалы, штакетник, дрова. Кстати, топят здесь в основном дровами, выписать их может любой житель, цены приемлемые. Среди жителей немало пенсионеров, пенсии, как мне сказали, получают в основном небольшие — от 4600 руб. до 7600 руб. Есть, конечно, у кого и побольше, но редко. Занимаются огородничеством: картошка, овощи. Тайга рядом — грибы, ягоды, орехи... На краю деревни пруд, есть караси, а в Агате-хариус. Некоторые держат небольшие подсобные хозяйства, в деревне работает рабкооповский магазин.
В разговорах с людьми удивило то, что о прежней Александровке почти никто ничего не знает, да и не интересуются ее историей. А ведь в начале века это было довольно крупное поселение. В пользу этого мнения говорит тот факт, что тогда была своя школа, церковь (чудом достояла до сороковых годов, в годы войны 1941-1945 была разобрана, бревна увезли в Солгон). Но сейчас в деревне вряд ли кто покажет, где стояла церковь (чтобы крест хотя бы поставить на этом месте, как в Назарово сделали). Такое отношение к своей истории, мягко говоря, не может радовать. Иванами, не помнящими родства, мы быть не должны. Чем занимались предки, как жили — об этом надо знать. И ведь есть кому. Старожилы в деревне хорошие. Тот же В. И. Швецов с женой Валентиной Федоровной вырастили пятерых детей, все живут рядом — в поселке Степном, Назарово, Медведске, в Новоалександровке. Девять внуков подрастает... У Натальи Анисимовны Маринкиной, которая вырастила с мужем четверых детей, 13 внуков, 8 правнуков... Да и у многих других есть кому, как говорится, передать эстафету, а вместе с ней и знания о своем роде, о месте, где жили или живут до сих пор. Поэтому хочется, чтобы потомки знали свою историю лучше. И малая родина в этом смысле основа основ...
Александр ГЕОРГИЕВ